МОУ "Алханайская средняя общеобразовательная школа" имени Героя России Бадмы Жабон

Сайт учителя начальных классов Дондоковой Хандамы Дашинимаевны

Пятница, 03.05.2024, 12:36

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Внеклассные мероприятия | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход

Главная » 2011 » Апрель » 14 » Народные приметы и поверья, бытующие среди жителей деревни Алханай
06:43
Народные приметы и поверья, бытующие среди жителей деревни Алханай

Введение

Данная работа посвящена исследованию примет и поверий, бытующих среди жителей деревни Алханай Дульдургинского района, и определению степени их сохранения.

Актуальность исследования: ценности мировой культуры богаты своим разнообразием. Любое явление древней культуры любого народа украшает мировую цивилизацию, словно бесценный бриллиант, и потеря его является безвозвратной для будущих поколений. Невозможно восстановить за несколько лет то, что создавалось веками силой народной мудрости и таланта. 

     Записанные от самих носителей произведения устного народного творчества, опубликованные в научных сборниках журналах и других печатных изданиях, становятся общедоступными для многих людей, пополняя существующую культуру. Именно поэтому сегодня нужно собирать любую культурную информацию о живущих национальностях земного шара.

    Бурятский народ, представителем которого являюсь и я, имеет богатое культурное наследие. Много людей – ученые, краеведы, учителя, студенты и школьники – собирали и описывали устное народное творчество бурятов для того, чтобы сохранить и донести его будущим поколениям.

Главное, на что я опирался при выборе темы исследования, - это мой личный интерес: я вырос  в этой деревне и очень люблю ее. 

Цель. Собрать и систематизировать сохранившиеся в деревне устные приметы и поверья.

Задачи:

1) Изучить теоретический материал о фольклорном наследии  народа.

2) Провести опрос среди жителей деревни Алханай Дульдургинского района

3) Выступить перед одноклассниками, учащимися начальной школы.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что среди жителей деревни Алханай Дульдургинскогго района до сих пор сохранились легенды, предания, приметы и поверья.

Я решил остановиться на приметах и поверьях.

В нашем исследовании мы опирались на работы  ученого и филолога Н.О. Шаракшиновой.

    На наш взгляд наиболее подходящим методом исследования является опрос. Его мы и использовали в исследовании. 

   Исследователь русского фольклора М.И. Шахнович под приметами понимает всю совокупность кратких изречений, содержащих наблюдения над отношениями между явлениями или событиями. 

Марийский фольклорист А.Е. Китиков в качестве примет рассматривает эмпирические наблюдения, которые давали возможность подметить признаки закономерностей, т.е. причинно-следственные связи. Приметы же, в которых эти связи отсутствуют, он относит к поверьям, суеверию, ибо, по его мнению, они порождены не закономерностью, а случайностью. 

    Исследователь бурятского фольклора Н.О. Шаракшинова  дает такие определения: приметы – это краткие изречения, отражающие верные наблюдения над окружающей природой и передаваемые из поколения в поколение как часть практического опыта народа, а поверья – краткие изречения, являющиеся пережитками ранних форм религии и сохранившие особенности сознания древнего человека, его мифологического мироощущения.

    В «Толковом словаре» С.И.Ожегова даются такие определения: 

Примета явление, случай, которые в народе считаются предвестием чего-нибудь.

Поверьеидущее из старины и живущее в народе убеждение, вера в примету.

Предание переходящие из уст в уста, от поколения к поколению рассказы о былом, легенда.

Легендаэто устный рассказ исторического содержания, который невозможно доказать документами. В ней рассказывается о настоящем событии или человеке, но показанные факты немного изменены, преувеличены. 

Преданиеэто устный рассказ о жизни древних людей, о происхождении географических, этнографических, исторических и других терминов. В преданиях народ по-своему объясняет происхождение названий рек, гор, селений,  показывает жизнь древних людей, их взаимоотношения.

Глава I

1.1. Бурятский фольклор и его изучение

Фольклорэто устное художественное поэтическое творчество. Жизненный путь бурятской  фольклористики еще не такой длинный, но показательным является объём собранного и изданного материала, а также существование целой школы бурятской  фольклористики.

В 1724 году по приказу Петра I в России был создан первый научный центр – Петербургская Академия Наук. Он объединил разные научные сферы. Перед Академией ставились огромные задачи. Среди них – изучение богатств Российской природы и знакомство с жизнью и бытом народа. 

   Пройденный нашим народом путь в ХХ столетии вновь и вновь убеждает нас в непреходящей ценности работы ученых как М. Хангалов,

Ц. Жамцарано, С.П. Баладаев,  Н.О. Шаракшинова и других, записавших и сохранивших выдающиеся эпические произведения устного народного творчества бурят.

   К числу самых самоотверженных собирателей, пропагандистов героико-эпической поэзии бурятского народа  относится  профессор Надежда Осиповна Шаракшинова, имя которой составляет гордость всего отечественного научного мира.  Н.О. Шаракшинова была великой труженицей, оставила нам большое научное наследие (свыше 150 опубликованных научных работ, большое количество неопубликованных материалов, собранных, записанных ею и её учениками произведения устного народного творчества).

Это   наследие должно популяризоваться, стать достоянием широких масс.

 

1.2.Место и роль  примет и поверий в фольклоре

   В мифах переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства. Мифам разных народов присущи сходные и повторяющиеся темы и мотивы. В первобытном обществе мифы - основной способ познания мира, опирающийся на своеобразную логику (нерасчлененность, тождественность субъекта и объекта, предмета и знака, существа и его имени); особенность мифологического сознания - установление мнимых связей между различными явлениями. Мифы в переносном смысле - ложные, некритические, оторванные от действительности состояния сознания, концепций, представления.

   Приметы и поверья занимают важное место в фольклоре, имеют огромное значение для него. Бурятская мифология – это чрезвычайно интересная система героев, духов, великанов и богатырей. Она состоит из огромного количества легенд, сказаний, поверий. Приметы и поверья  - это культурное наследие бурятского  народа, которое является источником тем и вдохновения для художников, драматургов, скульпторов и целым миром для изучения филологами, этнографами и лингвистами. 

 Бурятские  фольклористы не раз указывали на то, что отдельные жанры национального фольклора до сих пор не были предметом специального изучения. Это касается, в частности, примет и поверий. 

 Ученый-фольклорист  Перевозчикова Т.Г., считает, что «связи, установленные между приметами и поверьями, отнюдь не случайны. Они закономерны с точки зрения первобытного человека. Эти «закономерности» обоснованы особенностями мышления древних людей. 

Основная часть поверий, по ее мнению, является «осколками» ранних форм религии, и именно в их контексте предлагается рассматривать тематику этого жанра, его особенности. 

Недостаток знаний о закономерностях природных явлений, бессилие человека перед стихиями природы, зависимость успеха какого-либо предприятия от случая, неблагоприятного воздействия природы способствовали искаженному отражению взаимосвязи вещей и явлений в сознании человека, порождали те или иные формы верований, вызывали к жизни множество поверий.

Глава 2.

 Приметы и поверья жителей 
деревни Алханай Дульдургинского района (собранный материал).

 Приметы и поверья занимали огромное место в жизни бурят д. Алханай  и имеют определенное значение и сегодня. 

Приметы и поверья еще живут, но многое поменялось местами: на смену примет о погоде пришел прогноз погоды, предсказания гадалок заменили астрологические прогнозы, а многие поверья были опровергнуты самим человеком, его открытиями и научными достижениями. Например, все уже знают, что земля не плоская чаша, которую держит на рогах бык. Немногие люди до сих пор верят в существование духов.

  Но люди по-прежнему уверенно предсказывают изменения в погоде.

Это было летом. Мы с бабушкой сидели во дворе, и вдруг бабушка сказала:

- Завтра будет дождь. 

Я удивился и спросил, откуда она знает.

- Видишь, птицы летают низко? Это к дождю.

Она рассказала мне несколько примет, по которым можно определить погоду.

Меня это очень заинтересовало, и когда я пришел домой, спросил у мамы с папой, знают ли они еще какие - нибудь приметы. Оказалось таких примет очень  много. Давным - давно, когда еще не было телевизоров и прогноза погоды, наши бабушки и дедушки научились узнавать, что их ждет: дождь, снег или хорошая ясная погода по приметам. Они передавались из поколения в поколение и дошли до наших дней. Полезно и нам знать то, что накоплено народной мудростью. Необходимо иногда спрашивать у старых людей, где лучше построить, разместить животноводческую стоянку, так как они искусно определяли господствующие ветры, места накопления сугробов , близость естественного водопоя – ключей, пастбищные запасы, обзорность и т. п.

Я живу в замечательном месте - Алханай, который окутан множеством поверий и легенд. Решил провести свое исследование. Первым делом отправился к нашему краеведу Ешисамбуеву  Содбо Максаровичу. Он рассказал мне несколько удивительных легенд, связанных с приметами.

 Одна интересная легенда связана с возникновением озера Бальзино. Озеро считается местом погребения тела княжны Бальжин. Вода в озере удивительно белого цвета, но иногда она темнеет - старики говорят, что это к ненастью.

    Неподалеку от нас живет дедушка  Доржиев Дугаржап,  я решил,

что он тоже может рассказать много интересного связанного с приметами. Ведь жители Алханая из покон веков занимались охотой. Наши предки жили рядом с дикой природой, а поэтому были храбрыми и крепкими, знали как по поведению животных определить какая их ждет погода. По тому - на каких местах летом пасутся косули, старожилы предсказывали погоду предстоящей зимы и весны. Если они встречались на низинах, открытых местах, то можно ожидать умеренной зимы, если гуляют на высокогорье, в лесной гуще, то будет зима снежная и холодная. Если у дикого кролика или косули почки в жире - будет холодная и снежная зима, а когда без жира - меньше снега. Если рев изюбра раздается поздней осенью - будет теплая зима, но затяжная весна.

Бурятский народ издавна занимался скотоводством: если скот стал неспокойно бродить, изменился шерстный покров, т.е распушился - наступят холода. Некоторые приметы связаны с луной, ее положением.

Мелодии Алханайского леса - птицы. Весной в Алханай прилетают 40 видов разных птиц, замечено, что в это время случается ненастье. Буряты называют этот период временем ШУБУУНАЙ ЗАДА, якобы от порханья крыльев сгущаются облака.

Например, зимние морозы предсказывают по поднимающемуся дыму из труб:

-Дым поднимается в небо столбом – к морозу.

зимнюю непогоду по плохому разгоранию дров в печи или по поведению домашних животных:
- Собака валяется на снегу – к ненастью.

- Кошка свернулась в клубок – к ненастью.

- Когда выгоняют коров на выпас, и они мычат – к не погоде.

- Лошадь часто издает гортанный звук – к холоду.

- Вечером после пастьбы коровы ведут себя вольно, легли в разных направлениях, не спешат в стайку – будет теплая ночь.

Как правило, эти приметы оказываются надежными и проверенными. Как раньше, люди доверяют приметам, связанным с дорогой, со сновидениями, с состоянием погоды в определенные дни, связывая это с весенне-полевыми работами:

- Лопаются сережки на березе – пора сеять пшеницу.

- Листьев на березе еще мало – не бойся сеять.

Много примет,  связанные с признаками природы:

- К вечеру облачно, потемнело к горизонту – будет дождь.

- Вокруг луны и солнца появляются радужные пояса, круги и точки – к осадкам.

- Если летом дни жаркие, ночи холодные – к засухе.

- Если утром туман поднимается вверх по долине – будет дождь, а если испаряется на поверхности земли – к ясной погоде.

Существует огромное количество примет, связанных с благополучием, здоровьем и т.д. которым до сих пор доверяют. Даже сейчас можно услышать, как ребят в шутку посылают побегать под теплым моросящим дождиком:
Во время дождя нужно ходить с непокрытой головой: говорят, вырастешь большим! 

или как старики советуют кататься по земле во время первого грома: 
Если услышишь первый гром, катайся по земле, кувыркайся через голову - так можно вырасти большим и сильным.

В домах не разрешается свистеть, иначе не будет денег:
В доме свистеть нельзя – не будет денег.

Также есть приметы связанные с различными праздниками, с погодой в эти дни:

Если на Ильин день идет дождь, осень будет дождливой.

Некоторые приметы связаны с луной, ее положением и состоянием:
Если месяц всходит прямо, погода будет ясной, если рожками вверх, погода будет ненастной.

Если восходящий молодой месяц увидишь справа, это к добру, слева – к худу.

Есть приметы, которые определяют  по признакам растительности:

- Если в лесу деревья желтеют с верхушки и медленно падают – будет холодная  зима, а если листья, иголки лиственницы желтеют с нижней части кроны и быстро падают – будет умеренная зима.

- Если речка замерзла бугристым льдом, то лето будет засушливое, если покрылась гладким льдом – лето будет урожайное.

- Плохо зажигается табак, навоз – будет дождь.

- Во время сенокоса на лезвии литовки появляются радужные оттенки – после обеда будет дождь.

    Как выяснилось в результате опроса, самой известной является поверье  о возникновении горы Алханай и примета, связанная  с ним.

Это было давно, когда боги мир создавали. Старцы слепили основание земли, уморились и решили отдохнуть. Молодым богам поручили закончить работу: создать горы и долины. Принялись молодые боги за дело. Но начав строить, заигрались и забыли про время, а когда пришла пора старцам просыпаться, придумали они создать горный хребет до самого неба, чтобы старцы по нему на землю спустились. Существует примета: если облака цыпляются за вершину Горы Алханай - обязательно пойдет дождь.

   Конечно же, представления о мире со временем меняются. Многое из традиционных воззрений народа исчезло, кануло в Лету, а то, что осталось, нам часто непонятно. И все же очень интересно и поучительно было бы попытаться восстановить, расшифровать эту сложно закодированную систему символов, образов, идей.

Вывод

Проанализировав литературу, мы пришли к выводу, что бурятский  народ имеет богатое культурное наследие, много людей – ученые, краеведы, учителя, студенты и школьники – собирали и описывали устное народное творчество бурятов.  И собирали его не только бурятские  ученые, но и российские и зарубежные. Проделан огромный объем работы. Но еще остается много не собранного, не изученного материала, и исследователями в этой области могут стать даже учащиеся.

В результате проведенного исследования установлено, что в деревне  Алханай Дульдургинского района до сих пор сохранились бурятские  приметы и поверья. Они передаются от отцов и матерей к детям, помогают осмыслять и познавать окружающий мир и верить в волшебство, существующее в природе.



Список литературы

1. Проблемы фольклористики, литературоведения и языкознания. Материалы НПК. Иркутск, 2002

2. Ожегов С.И., Толковый словарь русского языка. 

3. Шаракшинова  Н.О., Мифы бурят, 1981


скачать презентацию

Просмотров: 5080 | Добавил: DDT | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Апрель 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Архив записей

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0