МОУ "Алханайская средняя общеобразовательная школа" имени Героя России Бадмы Жабон

Сайт учителя начальных классов Дондоковой Хандамы Дашинимаевны

Суббота, 20.04.2024, 05:43

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог файлов | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход

Главная » урок » Мои файлы

Тема урока: Слова с сочетаниями чн, чк, щн
12.04.2011, 09:08

Цель: Выяснить, почему в сочетаниях чн, чк, щн не пишется Ь

Задачи: 1. научить писать слова с сочетаниями чн, чк, щн

              2. развивать орфографическую зоркость, развитие   

                  наблюдательности, мышления

              3. воспитание внимательного отношения  к слову, умения слышать и

                  слушать  друг друга.

 

Оборудование:  медиапрезентация, карточки, учебник

 

Ход урока

I.                  Организационный момент

Долгожданный дан звонок

Ты готов начать  урок?

Пожелаем всем удачи –

За работу, в добрый час!                                                     (Слайд 1)

II.                Проверка домашнего задания. Упражнение 169.

(Подчеркнуть слова с сочетаниями ча, ща)             (Слайд 2)

III. Чистописание

    Поглядите, поглядите

    Пять соседок в алфавите

Г Д Е Ё Ж

- Запишем в тетрадь эти буквы аккуратно, ровно в соединении заглавной и строчной буквы  (пишут в тетради)

-  На какие группы можно разбить эти буквы?  (гласные и согласные)

 - Что можете рассказать о гласных буквах?

- Что можете рассказать о согласных буквах?     (ГДЖ – согл., звонкие, парные, ГД – не шипящие, Ж – шипящие)

- А есть ли в нашем алфавите шипящие буквы?

 

      Ж Ш                                                                Ч Щ

всегда твердые                                            всегда мягкие

Итог: вы правы. Это фонемы – одиночки, которые живут по своим законам.

- А вы знаете эти законы?     (жи-ши, ча-ща, чу-щу - орфограммы)

IV. Операционно-содержательный этап.

- Прочитайте слова, записанные на слайде, сначала про себя, а потом громким шепотом

Ягода, конь, грядка, моль, елка, столик, стул, ключ.     (Слайд 3)

- Подумайте, как можно разделить эти слова на группы?

1. ягода                                     2. конь

    елка                                           грядка

   стул                                          моль

                                                    столик

                                                    ключ

- Обратите внимание на слово ключ.   Еще какая особенность этого слова?

                                                                  (2 мягких согласных, оканчивается на шипящую)

- Расскажите об этом слове? (сущ. м. р.,)

- Раз это сущ. Муж. Рода, значит после шипящего не пишется Ь. Так?

- Приведите примеры, запишите в тетрадь слова м. р. с шипящей на конце.

Физминутка   (два веселых гуся…)

- Напишите слово МОЩЬ   (на доске пишет ученик)

- Для чего нужен Ь?

- Видите, ни одна буква просто так не существует, русский язык полон тайн. Мы пока знаем, что Ь выполняет две работы. Согласны?

1. обозначает мягкость согласных

2. в именах существительных, оканчивающихся на шипящие, указывает на женский род.

- От слова мощь  образуйте новые слова  (мощный, мощность – пишут в тетради)

Сообщение темы и цели урока                                          (слайд 4)

- Сегодня мы познакомимся с орфограммами чк, чн, щн

- Хотите об этом узнать?

- Почему в слове мощь пишется Ь, а в слове мощный не пишется Ь?

   Вывод: Сочетания ЧК, чн, щн – это есть орфограмма.

- Придумайте по 2 слова с этими орфограммами  (печка, дочка, кличка, мощность)

Сочетание ЩН пишется без Ь – это орфограмма. (слайд 5)

На доску вывешивается плакат ЧК ЧН ЩН  - Ь

V. Работа с учебником. Стр. 90. Упражнение 173 (по заданиям)

Читаем правило и сравниваем со слайдом и плакатом.

Физминутка  для глаз.

VI. Работаем по рядам

- Как можно заменить одним словом словосочетание дом из кирпича?

1 ряд                                            2 ряд                                 3 ряд

Компот из клубники             Суп из овощей                 коктейль из молока

 (пишут в тетрадях)

- Постарайтесь придумать предложения, используя эти слова, выделить орфограммы.

VII. Итог урока

       - С какой орфограммой мы познакомились?

       - А как узнали

       - Встаньте те дети, которые поняли, что в сочетаниях чк, чн, щн не пишется Ь.  (похлопали друг  другу).

VIII. «Произносите   правильно»                             (Слайд 5)

         Конечно, нарочно,  скучно (шн)

- Это норма русского языка.

IX.      Домашнее задание:                                          (Слайд 6)

1.     Расскажите родителям о нашем открытии

2.     Напишите по 2 слова на эти орфограммы.

Категория: Мои файлы | Добавил: DDT
Просмотров: 14469 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 2.2/4
Всего комментариев: 0

Форма входа

Категории раздела

Мои файлы [17]

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0