Цель: Выяснить, почему в сочетаниях чн,
чк, щн не пишется Ь
Задачи: 1. научить писать слова с
сочетаниями чн, чк, щн
2.
развивать орфографическую зоркость, развитие
наблюдательности,
мышления
3.
воспитание внимательного отношения к
слову, умения слышать и
слушать друг друга.
Оборудование:
медиапрезентация, карточки, учебник
Ход урока
I.
Организационный момент
Долгожданный дан звонок
Ты готов начать урок?
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час!
(Слайд 1)
II.
Проверка домашнего задания. Упражнение 169.
(Подчеркнуть слова с сочетаниями ча,
ща) (Слайд 2)
III. Чистописание
Поглядите,
поглядите
Пять соседок в
алфавите
Г Д Е Ё Ж
- Запишем в тетрадь эти буквы аккуратно, ровно в соединении
заглавной и строчной буквы (пишут в тетради)
- На какие группы
можно разбить эти буквы? (гласные и согласные)
- Что можете
рассказать о гласных буквах?
- Что можете рассказать о согласных буквах? (ГДЖ
– согл., звонкие, парные, ГД – не шипящие, Ж – шипящие)
- А есть ли в нашем алфавите шипящие буквы?
Ж Ш
Ч Щ
всегда твердые
всегда мягкие
Итог: вы правы. Это фонемы – одиночки,
которые живут по своим законам.
- А вы знаете эти законы?
(жи-ши, ча-ща, чу-щу - орфограммы)
IV. Операционно-содержательный этап.
- Прочитайте слова, записанные на слайде, сначала про себя, а
потом громким шепотом
Ягода, конь, грядка, моль, елка, столик, стул, ключ.
(Слайд 3)
- Подумайте, как можно разделить эти слова на группы?
1. ягода 2. конь
елка грядка
стул моль
столик
ключ
- Обратите
внимание на слово ключ. Еще какая особенность этого слова?
(2 мягких согласных, оканчивается на шипящую)
- Расскажите об этом слове? (сущ. м.
р.,)
- Раз это сущ. Муж. Рода, значит
после шипящего не пишется Ь. Так?
- Приведите примеры, запишите в
тетрадь слова м. р. с шипящей на конце.
Физминутка (два веселых гуся…)
- Напишите слово МОЩЬ (на доске пишет ученик)
- Для чего
нужен Ь?
- Видите, ни одна буква просто так не
существует, русский язык полон тайн. Мы пока знаем, что Ь выполняет две работы.
Согласны?
1. обозначает мягкость согласных
2. в именах существительных,
оканчивающихся на шипящие, указывает на женский род.
- От слова мощь образуйте новые слова (мощный, мощность – пишут в тетради)
Сообщение темы и цели урока (слайд 4)
- Сегодня мы
познакомимся с орфограммами чк, чн, щн
- Хотите об этом узнать?
- Почему в слове мощь пишется Ь, а в
слове мощный не пишется Ь?
Вывод: Сочетания ЧК, чн, щн – это есть
орфограмма.
- Придумайте по 2 слова с этими
орфограммами (печка, дочка, кличка,
мощность)
Сочетание ЩН пишется без Ь – это орфограмма. (слайд 5)
На доску вывешивается плакат ЧК ЧН ЩН
- Ь
V. Работа с учебником. Стр. 90. Упражнение 173 (по
заданиям)
Читаем правило и сравниваем со
слайдом и плакатом.
Физминутка для глаз.
VI. Работаем по рядам
- Как можно заменить одним словом
словосочетание дом из кирпича?
1 ряд 2 ряд 3 ряд
Компот из клубники Суп из овощей коктейль из молока
(пишут в тетрадях)
- Постарайтесь придумать предложения,
используя эти слова, выделить орфограммы.
VII. Итог урока
- С какой орфограммой мы познакомились?
- А как узнали
- Встаньте те дети, которые поняли, что в сочетаниях чк, чн, щн не
пишется Ь. (похлопали друг другу).
VIII. «Произносите правильно» (Слайд 5)
Конечно, нарочно, скучно (шн)
- Это норма русского языка.
IX. Домашнее задание:
(Слайд 6)
1. Расскажите родителям о нашем открытии
2. Напишите по 2 слова на эти
орфограммы.
|