МОУ "Алханайская средняя общеобразовательная школа" имени Героя России Бадмы Жабон

Сайт учителя начальных классов Дондоковой Хандамы Дашинимаевны

Четверг, 02.05.2024, 23:27

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Проекты | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход

Главная » Статьи » Мои статьи

Доклад на тему «Формирование коммуникативной компетентности младших школьников в процессе театрализованной деятельности»
Доклад на тему «Формирование коммуникативной компетентности  младших школьников в процессе театрализованной деятельности»

Дондокова Хандама Дашинимаевна,
учитель начальных классов
МОУ «Алханайская средняя  школа»


Личность живет в многомерном пространстве, пространстве и учебной, и эмоциональной, и социальной деятельности, в том числе и на каждом уроке.
Согласно новым требованиям государственного стандарта образования  Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность  в учебной и во внеучебной деятельности. Это является значимым, так как формирование личности способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.
Вовлечение учащихся во внеучебную деятельность имеет большое значение в плане формирования у младших  школьников универсальной учебной деятельности.   Коммуникативные действия  обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. [1. 3]
 Исследование сформированности у младших школьников коммуникативных действий  в процессе сотрудничества проводилось на основе   методики «Рукавички» Г.А. Цукермана. Всего обследовано 22 учащихся 1 класса Алханайской средней общеобразовательной школы.  Результаты исследования: 22,7% детей обладают высоким уровнем развития, 31,3% детей имеют средний уровень развития, 45,4% учащихся оказались на низком уровне развития. Неумение договориться было связано с трудностями коммуникации учащихся в классе, эмоциональной неготовностью к подобной работе. 
Результаты  исследований  обеспечили выделение следующих противоречий между: значимостью коммуникативных умений в развитии личностных качеств ребёнка и отсутствием целостного комплексного подхода к формированию этих умений на практике; большим потенциалом театрализованной деятельности в становлении коммуникативной компетентности и отсутствием механизмов их реализации в образовательной практике побудили  к выбору темы  доклада: «Формирование коммуникативной компетентности  младших школьников в процессе театрализованной деятельности».
Подойдя к этой  проблеме,  определили   основные приоритеты,  несмотря на то, что умения этой компетентности формируются абсолютно во всех видах детской деятельности.  Мы выбрали для себя наиболее продуктивную, результативную и многогранную деятельность - это театрализованная деятельность.
22 ученика нашего класса, независимо слабый ученик или сильный,  посещают драматический  кружок  «Театральная мастерская. В этом и есть ценность театрализованной деятельности. Программа театрального кружка составлена на основе программы «Театр» И.А. Генераловой, работающей в системе «Школа 2100» и Э.Г. Чуриловой, создателя программы «Арт-фантазия». Наша программа рассчитана на 3 года обучения в начальной школе с расчетом один час в неделю.
Театрализованная деятельность позволяет открыть новые возможности для эффективного формирования коммуникативных умений, так как основываются на таких естественных способностях человека как: а) способность к подражанию; б) потребность в общении; в) природная предрасположенность человека к игре; г) реализация воображаемых ситуаций; д) свобода выбора и свобода действий и др. ( C. Выготский, Р. Штейнер, М. Монтессори, С. Френе и др.)
В Алханайской средней школе созданы хорошие условия для развития у детей навыков театрализованной деятельности: актовый  зал оформлен как настоящая театральная площадка со сценой и кулисами;  оформлена костюмерная, установлено аудио-видео оборудование. Созданные условия способствуют формированию творческих способностей детей в театрализованной деятельности. В течение 2 лет функционирует драматический кружок «Театральная мастерская». Данная работа позволяет в работе с детьми успешно формировать творческую активность. Активно приобщать детей к театральному искусству, начиная с просмотров спектаклей в исполнении взрослых, так как при сельском доме культуры действует взрослый театр. Просмотр спектаклей позволяют детям осваивать законы жанра. Накопленные впечатления помогают им при разыгрывании простейших ролей. Осваивая способы действий, ребенок начинает все более свободно чувствовать себя в творческой игре. В процессе такой работы необходима огромная творческая работа самого педагога. Он должен осознанно выбирать художественное произведение для работы.
Мы  можем продемонстрировать из опыта работы то, что в начале занятия обязательно проводятся  общеразвивающие игры, игры на развитие двигательных способностей, игры и упражнения на речевое дыхание, специальные театральные игры. Огромную роль в осмыслении познавательного и эмоционального материала играют иллюстрации. При рассмотрении иллюстраций особое внимание необходимо уделять анализу эмоционального состояния персонажа, изображенных на картинах. Особенно много сценок мы разыгрываем с куклами. Огромные возможности в  театрализованной деятельности при формировании коммуникативных компетентностей   имеют творческие работы, такие как  написание сочинений, разыгрывание сюжетов.
 Результаты исследования в начале 3 класса по методике  «Кто прав?» (методика Г.А. Цукерман и др.) с целью выявления сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера), показали: высокий уровень – 36,3% детей, средний уровень – 40,9% учащихся, низкий уровень – 22,7% детей.
Исходя из результатов диагностики можно сделать вывод о том, что проводимые занятия, направленные на развитие коммуникативных учебных действий, позволили учащимся повысить уровень сформированности  действий в процессе сотрудничества, уровень развития познавательного интереса и инициативы.
 Необходимо отметить, что учиться творчеству можно только при поддержке взрослых, в том числе родителей. При реализации данной работы  в тесном взаимодействии работали: учитель,  родители, организатор по воспитательной работе,  работники центра досуга села Алханай.  Учитывая, что школа находится в сельской местности, появляется проблема в том, что у детей нет возможностей постоянно посещать театры, где играют профессиональные артисты.
 Показательным результатом работы в данном направлении стала  театральная постановка сказки «Коля - колобок» на краевом фестивале-конкурсе детских театров кукол, в котором приняли участие учащиеся 3 класса и по итогам конкурса удостоены диплома II степени. Сэржена Гомбоева за роль Коли – колобка названа в числе четырех лучших артистов. Перевоплощению детей в настоящих артистов помогли новые, яркие костюмы, оригинальные декорации,  атрибуты, созданные родителями учащихся. Участие в фестивалях, конкурсах доставляют детям радость, вызывают активный интерес, увлекают их.
Театрализованная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, способствует развитию коммуникативных способностей - умению общаться с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, опираясь на правила речевого общения. Эмоциональное воздействие произведений театрального искусства стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться впечатлениями.
От игры к игре нарастает активность детей, они запоминают текст, перевоплощаются, входят в образ, овладевают средствами выразительности. Дети начинают чувствовать ответственность за успех игры.
Итак, театр - один из самых эффективных способов воздействия на ребенка,  в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя!
Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:
•    В процесс театрализованной игры расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;
•    развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение;
•    активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи;
•    совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений;
•    происходит коррекция поведения;
•    развивается чувство коллективизма, ответственность друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;
•    стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности.
Таким образом, театрализованная деятельность способствует формированию коммуникативной компетентности младших школьников.

Литература
1.    Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность . Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223с. – (Стандарты второго поколения).
2.    Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя  [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред А.Г. Асмолова – М.: Просвещение, 2008. – 148 с.
3.    Теслинов А.Г. Концептуальное проектирование сложных решений / А.Г. Теслинов, - СПб.: Санкт-Петербург, 2009. – 288с.
4.     Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2010. – 191с. – (Стандарты второго поколения).
5.    Федеральный государственный образовательный стандарт II поколения (проект). www.standart.edu.ru

Категория: Мои статьи | Добавил: DDT (08.01.2012)
Просмотров: 2550 | Рейтинг: 0.0/0

Форма входа

Категории раздела

Мои статьи [8]

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0