Что такое
развивающее обучение?
Лаборатория Л. В. Занкова, рассматривая проблему обучения и развития как
соотношение обучения и общего развития психики ребенка, создавала новую
дидактическую систему начального обучения, которая была направлена на
оптимальное общее развитие школьника. Исследователи признавали: термин
«оптимальное» не означает, что оптимальное развитие может быть достигнуто
только в этой дидактической системе. Данный термин означает лишь, что столь
высокое развитие достигается при традиционной методике обучения; соответственно
была выдвинута руководящая идея дидактической системы – идея максимальной
эффективности обучения для общего развития школьников.
Основная линия развития психической
деятельности заключается в новообразовании «»функциональной системы
разнохарактерных способов действий: анализирующего наблюдения,
классифицирования, группирования учебного материала на основе различения
соответствующих понятий, выделения существенного, обобщения и т. д», т.е. то,
что мы говорим «умственное развитие» или развитие логического мышления.
В новой концепции образования приоритетными направлениями являются
развивающие. Рассматривая развивающие возможности математики и русского языка в
большей степени говорят о развитии логического мышления.
Развитие
логического мышления на уроках математики и русского языка.
Формирование логического мышления –
важная составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере
проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал
– одна из основных задач современной школы. Успешность реализации этой задачи
во многом зависти от сформированности у учащихся познавательных интересов.
Ученье – процесс двусторонний; работают дети, работает учитель; он ведет за
собой учащихся, руководит им умственной деятельностью, организует и направляет
ее.
Чему нужно научить ребенка при обучении? Размышлять, объяснять
получаемые результаты. Необходимо помнить, что мысль невозможна без вопроса.
Путь от вопроса до ответа и есть работа мысли. Главное для учителя не только
самому научиться задавать вопросы, но и научить этому детей. Каждый вопрос
ребенка – это возможность получить его рассуждать, сомневаться, задумываться,
постараться самому найти выход – ответ.
Задания разделены на 9 блоков.
1. Анализ и синтез
2. Сравнение
3. Классификация
4. Аналогия и сообщение
5. Суждение и умозаключение
6. Причина и следствие
7. Закономерности и в числах и фигурах;
в буквах и словах
8. Логические задачи
Анализ и синтез
Важнейшими мыслительными операциями
являются анализ и синтез.
Анализ связан с выделением элементов
данного объекта, его признаков или свойств. Синтез – это соединение различных
элементов, сторон объекта в единое целое. В мыслительной деятельности человека
анализ и синтез дополняют друг друга, т.к анализ осуществляется через синтез,
синтез – это анализ. Способность к аналитико-синтетической деятельности свое
выражение в умении включать в новые связи, увидеть их новые функции.
Формированию этих умений может способствовать:
а) рассмотрение данного объекта с точки
зрения различных понятий
б) узнавание объектов по данным
признакам
в) постановка различных заданий к
данному математическому объекту
а) II. Найди отрезок ВС. Что ты можешь
рассказать о нем? (ВС – сторона треугольника ВСЕ. ВС – сторона треугольника DBC; ВС меньше, чем DC, ВС меньше, чем АВ; ВС – сторона
угла ВСD и угла ВСЕ)
б) I. Сколько отрезков на данном чертеже?
Сколько треугольников? Сколько многоугольников?
в) Запишите числа от 2 до 20 и от 1
до 9. Разделите на две группы.
I – четные; II – нечетные
Используем эти математические объекты
для составления заданий:
1) разбей числа каждого ряда на 2 группы
так, чтобы в каждой были числа, похожие между собой.
2) По какому ряду записан первый ряд?
Продолжи его.
3) Какие числа нужно вычеркнуть в первом
ряду, чтобы каждое следующее было на 4 больше предыдущего?
4) Можно ли выполнить это задание для
2-го ряда?
5) Подбери из первого ряда пары чисел,
разность которых равна 10?
(2 и 12; 4 и 14…)
6) Подбери из 2-го ряда пары
чисел, разность которых равна 10?
7) Какая пара лишняя? (10 и 20)
Используя три числа придумай
различные задания.
Я предлагаю вам игру
И три числа вам даю.
А вы на числа посмотрите,
Что с ним делать, предложите.
8, 3, 24.
1. рассказать
2. лишнее (3)
3. в порядке убывания и возрастания
4. составлять выражения, задачу
5. составлять четырехзначное число
6. расставить 8 стульев в прямоугольной
комнате, так, чтобы у каждой стены стояла по 3 стула.
Прием сравнения
Особую роль в организации
продуктивной деятельности младших школьников играет прием сравнения.
Формирование умения пользователя этим приемом следует осуществить поэтапно в
тесной связи с изучением конкретного содержания. Опыт показывает, что в начале
задания на сравнение вызывает у детей затруднения. Поэтому с первого урока
нужно учить их сравнивать предметы и явления. Задания блока представлены
группами:
1. Задания на обнаружение сходных
признаков.
а) Чем похожи числа 9 и 91?
Что общего в числах 12, 26, 28, 24, 82, 62?
Назови общие признаки чисел, получаемых в результате действий 42:6;
48:6. (7 и 8)
В чем сходство и различие выражений?
4+3 3+4
9+6 6+7
4+4+4 4+5+3
б) сравни задач
2. Задания на обнаружение отличных
признаков.
- Найди лишний рисунок. (котята)
- Чем отличается каждое число от предыдущего? (12, 18, 26, 36)
- Чем отличаются равенства?
(9+2)х= 22 9х2+2х2
(умножение) (сложение)
- Найди лишний ряд
1, 2, 4, 8, 16
2, 6, 18, 54, 162 . Увеличивается в 3 раза.
5, 10, 20, 40, 80
7, 14, 28, 56, 112
3. Задания на полное сравнение
1) Найди сбежавшего человечка
В домике кукол переполох
Человечек убежал
Какой кошмар, какой скандал!
Скорей его вы разыщите
И домой приведите. (2 –й человечек)
2. Найди сходства и различия.
3. Вставь недостающую фигуру.
(пятиуг-к)
3. Какой рисунок недостающий.
4. Найди одинаковые домики.
|